В 1952-ом году родилась легенда — первый послевоенный, полностью разработанный с нуля гоночный автомобиль, автомобиль благодаря которому на свет появилось легендарное «крыло чайки», вернулись победы в гонках началась новая эпоха в производстве автомобилей... В нелегкое врямя для компании Mercedes-Benz рождался 300 SL W194.
Рождение
«Времена нынче такие, что о гонках мы даже и не думаем…» — так, в 1947-м году, в письме Рудольфу Караччиоле констатировал Альфред Нойбауэр, гоночный менеджер Mercedes-Benz.
В 1948-м году Вильгельм Хашпель начал задумываться об возрождении участия в гонках, об этом он поделился с Нойбауэром на званом ужине в честь его 25-ти летия работы в компании Mercedes-Benz.
Возвращение началось с участия старых W154 осенью 1950-го года в Аргентине, на "Формуле либре". Автомобили под управлением Карла Клинга, Херманна Ланга и Хуан-Мануэль Фанхио сумели занять призовые места, однако первое место в обоих случаях занимал Хосе Гонсалес на Ferrari.
Уже через год стало понятно, что бороться с Ferrari и Alfa Romeo на этих автомобилях бесмысленно.
Было принято решение о разработке сразу двух проектов — гоночный F1 и спорт кар для дорожных и кольцевых гонок, который должен выйти на трассы уже в 1952-м году.
К проекту подключили Нойбаурера и Рудольфа Уленхаута. Решение о создании автомобиля было принято летом 1951-го года, результатом должен был выход автомобиля на старт уже осенью 1952-го года.
За основу предполагалось взять представительский Mercedes-Benz 300 W 186 с рядной, трёхлитровой шестёркой, мощностью 115 л.с. Кроме двигателя планировалось оснастить будущий автомобиль подвеской, тормозами и коробкой передач от серийных автомобилей.
На мотор установили три карбюратора Solex, дополнительный распредвал и доработанные впускной и выпускной коллекторы, что позволило получить от двигателя 175 л.с. Мощность двигателя все-же не дотягивало до конкурентов, при этом проектный вес был больше веса конкурентов... Тем не менее тяговитый мотор отличался хорошим моментом на средних оборотах, да еще обладавший надежностью положительно повлияет на судьбу автомобиля в дальнейшем.
По итогу Mercedes-Benz получил каркас, спаяный из трубочек, легкий и прочный он весил в сборе 50 кг. Правда каркас и определил выбор будущих дверей. Невозможность без ухудшения прочности установить классические двери, сделали открывающимися наверх.
12-го марта 1952-го года автомобиль был продемонстри журналистам.
Не смотря на невыдающиеся показатели — невысокая мощность и вес большый чем у конкурентов, автомобиль имел низкое аэродинамическое сопротивление - 0,25...
Всего было построено 11-ть шасси, из которых в гонках участвовали 9-ть, а 2-ва использовались исключительно как экспериментальные. Мы-же рассмотрим только те шасси, которые воплощены в моделях Hongwell 43-го масштаба.
Автомобиль
Шасси 00003/52
Регистрационный номер шасси - W59 4998
Шасси 00003/52 было одним из восьми участвовавших в гонках сезона 1952-го года.
Первое появление автомобиля было 5-го мая 1952го года, в составе команды, отправленной для участия в гонках на 1000 миль, в Италии — Бреши-Рим и обратно. Автомобиль был выкрашен в серебристый цвет с бортовым номером номер 626. Управлял автомобилем Герман Ланг и Эрвин Групп. К сожалению автомобиль потерпел аварию и не смог финишировать.
После ремонта автомобиль был выкрашен в светло-голубой цвет и в таком виде принял участие во втором этапе Гран-при Берна (при поддержке Гран-при Швейцарии Формулы 1). Автомобиль с бортовым номером 20 под управлением Германа Ланга занял второе место. Это была последняя гонка, в которой принимал участие данный автомобиль.
Автомобиль встал на хранение в компании Mercedes. По документам еще в 1955 году машина значилась в описи, однако с 1958-го годаконца автомобиль считался пропавшим.
Шасси 00004/52
Регистрационный номер W59 4997
Впервые автомобиль появился на гонках Mille Migla 5 мая 1952-го года. Серебристым автомобилем с бортовым номером 623 управляли Карл Клинг и Ганс Кленка. По итогу гонок автомобиль занял 2-е призовое место.
18-го мая того-же, 1952-го года автомобиль принял участие в гонках по улицам Бремгартена, на Гран-при Берна (при поддержке Гран-при Швейцарии Формулы 1). Автомобиль был выкрашен в зеленый цвет и имел бортовой номер 18. Карл Клинг был вторым в квалифиционном заезде. Эта гонка завершилась победой - после схода Ferrari с трассы, Карл Клинг занял 1-е место.
В завершении года, 23-го ноября, автомобиль участвовал в гонке Carrera Panamericana. На этот раз серебристого цвета, с номером 33 на борту. Автомобиль имел изменённый капот из-за компрессора.
В 2002 году, в книге «Faszination SL» Энгелен пишет, что автомобиль продан и находится в Нью-Йорке в частной коллекции.
Шасси 00005/52
Регистрацилнный номер W59 4999
Впервые общественность увидела автомобиль на MilleMigla 5-го мая в 1952 году. Автомобиль имел серебристый цвет и нёс бортовой номер 613. Вел автомобиль Рудольф Караччиоле, а штурманом был Пол Куррле. Автомобиль занял четвертое место, преодолев расстояние в 978 миль за 12 часов 48 минут и 25 секунд.
В 1952 году, 18-го мая, в Штудгарте автомобиль предстал уже в темнокрасном цвете с бортовым номером 16. Рудольф Караччиоле был третьим в квалифиционном заезде. После схода с гонки Ferrari, автомобиль занял 3-е место в гонке. Однако, на 13-ом круге, Караччиоле не справился с управлением, возникли проблемы с тормозами, и на высокой скорости врезался в дерево. Эта авария поставила крест на карьере гонщика Рудольфа Караччиоле.
Во время восстановления автомобиль получил множество полностью новых деталей, включая новые двери. В таком виде, в серебристом цвете с синими ромбами и номером 3 на борту, принял участие в гонках Carrera Panamericana в 1952-ом году.
В конце 1953-го года автомобиль был отправлен марокканскому дистрибьютору Mercedes-Benz Джозефу Веккерле, который планировал участие в 12-ти часовой гонке Casablanca. В итоге ни Веккере ни автомобиль не появились на гонке. В 1959-ом году Веккере продал автомобиль компании Mercedes. В 1971-ом году автомобиль появился во Франции. Сейчас автомобиль является собственностью Mercedes-Benz. В 1988-89 годах автомобиль прошел реставрацию. Автомобиль принимает участвие в различных мероприятиях.
Шасси 00008/52
Регистрационный номер W83 3785
Автомобиль участвовал в гонках Ле Ман 1952-го года. Серебристый автомобиль с зелёным ободом радиаторной решётки нёс бортовой номер 22. Автомобилем управляли Карл Клинг и Ханс Кленк. У автомобиля оказался неисправным генератор.
В Нюрбургрине автомобиль в составе резерва, имел красные ромбы на крыльях.
23-го ноября 1952-го года автомобиль принял участие в гонке Carrera Panamericana. Он был выкрашен в серебристый цвет с зелеными ромбами на крыльях и нёс на борту номер 4. Управляли автомобилем Карл Клинг и Ханс Кленк. Автомобиль занял первое место.
Весной 1953-го года автомобиль вернулся в Штудгарт и начал использоваться в качестве экспериментального шасси.
В 1955 году он участвовал в групповой фотографии моделей SL (рядом с «Planer» шасси 11 и W 196 «Uhlenhaut Coupe»), где автомобиль оснащён так же боковыми «жабрами», которые уже были похожи на более позднюю серийную версию и вырезанные ранее для испытаний двигателя. В 1985 году автомобиль был отреставрирован в версии Carrera Panamericana и сейчас находится в музее MB, но боковые воздуховыпускные отверстия остались на месте, хотя на 52-й мексиканской гонке их еще не было. Любопытно, что на известной картине Майкла Тёрнера машина-победитель Carrera Panamericana изображена именно с этой исторически неверной деталью.
Шасси 00009/52
Регистрационный номер W83 3786
Один из трех новых купе 300 SL (00007 W83 3784 - серебристый с синей окантовкой радиатора, 00008 W83 3785 серебристый с зелёной окантовкой радиатора и 00009 W83 3786 серебристый с красной окантовкой решётки радиатора), участвовавших в гонках Mercedes-Benz "24 часа Ле Ман" 1952-го года 14-15-го июня. Автомобилем с бортовым номером 20 управляли Тео Хельфрик и Хельмут Нидермайн. По итогу автомобиль занял 2-е место.
Второе появление автомобиля на публике состоялось уже в новом, серебристом, кузове - родстер с красными полосами. Произошло это на Гран-При Германии в Нюрбургринге. Автомобилем с бортовым номером 22 управлял Фриц Рисс. Автомобиль занял 3-е место.
В ноябре 1952 года автомобиль участвовал в гонке Panamericana, все в том-же кузове - родстер. Теперь бортовой номер был 6 с белыми ромбами на крыльях. Управляли автомобилем Джон Фитч и Ойген Гейгер.
Автомобиль, управляемый Джоном Фитчем и Ойген Гейгером, оказался дисквалифицирован за пересечение стартовой линии в неправиоьном направлении, на задней передаче.
Существует модель родстера W194 с номером 6 которую частенько приписывают Hongwell, хотя на самом деле она првыпущена другой компанией — NewRay.
В 1953-ем году гоночная карьера автомобиля прекратилась, и началась в качестве испытательного автомобиля у инженеров гоночного подразделения Mercedes-Benz. Спустя некоторое время на автомобиль был установлен новый двигатель М198 с впрыском топлива для прохождения тест-драйвов на Гросглокнере.
Автомобиль продолжал использоваться как эксперементальный для будущего SLS. В 1957-ом году проект переименовали в 300 SL, а в марте автомобиль проходил испытания на трассе Монцы в Италии, под управлением Карла Клинга.
В конце 1950-х годов, по словам Скотта Грундорфа, автомобиль оснастили крышей и дверями типа «крыло чайки» для испытаний нового автомобиля. Проект не запустили, и автомобиль простоял на заводе приблизительно до 1965-го года.
В июле 1965-го года автомобиль был продан, и поставлен на учет с новым серийным номером 8427198118/1. Параллельно с договором купли-продажи с новым владельцем Юргеном Бритше из Гамбурга документы были нотариально заверены 14 июля 1965 года. После того, как машина временно принадлежала господину фон Виндхайму и, вероятно, была выкуплена обратно, 5 апреля 1979 года Бритше продал ее в США. Нового владельца, который владел им до 1987 года, звали Ллойд Икерд...
В 1990-ом году автомобиль отреставрировали, а в 1991-ом году прототип принял участие в «Monterey Historic», без проблем выдержал гонку на позиции полузащиты и всего через день, 18 августа 1991 года, был выставлен на «Pebble Beach Concours».
Автомобиль еще несколько раз перепрадовался, а в марте 2007 года бывший он был представлен публике на выставке Retro Classics в Штутгарте в честь 50-летия родстера. По состоянию на 2007 год прототип находится в руках итальянского коллекционера SL, который, судя по всему, регулярно на нем ездит.
Модель
Купе
В 2001-ом году началось производство модели Mercedes-Benz 300 SL W194 купе. Модель вышла в серии 250D. В качестве прототипа выбрано шасси 00005/52 с номером 3 в окраске для гонки Carrera Panamericana 1952-го года. С выходом серии Mercedes-Benz Classic Collection линейка исполнения модели значительно расширилась, добавив уже к имеющемуся варианту версию с номером 16 с гонок в Штудгарте, также добавился вариант шасси 00003/52 с номером 20 с Гран-при Берна, шасси 00004/52 с номером 18 с Гран-при Берна, и шасси 00008/52 в гражданском исполнении и в версии с номером 4, с гонки Carrera Panamericana. Позже добавились еще и родстеры, но об этом отдельно. Интересно что в 72-ом масштабе вышли версии 300 SL, №3, №4, №16, №18 ,№20 и №20 голубой, №21, №22, №623, №626.
Из минусов:
Разница между представленными шасси незначительна, по этому можем смело опустить этот пункт. Ещё один минус не сразу бросающийся в глаза и присутствует у многих других производителей — это часть кузова под облицовкой радиатора, которая не должна так выделятся. Шильдик на багажнике без планки под цифрами, позже он будет исправлен. Делая скидку на целевую аудиторию и массовое производство могу простить неокрашенные нормально уплотнители окон и однотонный салон, хотя приборы хотелось бы видеть.
Плюсы:
Образ передан очень не плохо. Мне нравится наличие объёмных уплотнителей окон, диски с гайками и другие приятные мелочи... Опять же в салоне, на торпедо, всё на своём месте, да и цвет салона. «Боевой» окрас модели - шильдики и прочее, отлично дополняют образ.
Особенности конструкции:
Решётка радиатора выполнена отдельной деталью, фары хромированный обод с прозрачной линзой. В салоне отдельно кресла и торпедо. Руль, ручка кпп, горловина бензобака и зеркало хром. Колесо имеет диск из двух деталей и резиноподобную шину. Салон установлен туго на трёх точках в деталь днища.
Конечно, за всё время производства менялась конструкция и исполнение модели - становясь в чём-то лучше, в чём-то хуже...
Размеры модели:
1:43
Модель
База:
55.8 мм
55.2 мм
Длина:
97.9 мм
99.7 мм
Ширина:
41.6 мм
41.3 мм
V.1
Выпуск начался с 2001-го года и является самой детализированной.
Особенности конструкции и исполнения:
Конструктивно двери фиксируются стальной пластиной на двух заклёпках, которая и является фиксатором крайних положений дверей. На дверях стоят номера #2525-1 левая, #2526-2 правая. Салон бордового (светлого) цвета. Переднее ветровое стекло на защелках, заднее на заклёпке. Задние круглые катафоты имеют углубление. Колесо имеет хромированную гайку. Ось запаяна в детали днища, на которую установлена хромированная выхлопная система. Салон установлен туго на трёх точках в деталь днища. Белые саморезы, шильдик Hongwell / Mercedes Benz 300SL развернут внутрь. Всего деталей 48, вес модели 74 грамма. К подиуму модель крепится одним саморезом и направляющей.
Выпущен автомобиль с бортовым номером 3.
V.2
Вторая версия выходит в 2002-м году в боксовой серии 143, и коробочные 250D и «Классические автомобили» с пластиковым подиумом 251D, имеет каталожный номер 4-10040.
В 2003-ем году выходит серия Mercedes-Benz Classic Collection. В 43-ем масштабе выходят MB 300SL/W83 3785, №4, №20, №16, №18, и 2-х местный родстер №22. Модели имеют серебристые дворники в серии 475x — пять моделей в боксе. В это время обод руля окрашивается в цвет слоновой кости.
В 2004-м году модели выделены в отдельную серию MB 300SL Prototype. Салон стал коричнево-жёлтого цвета (светлый).
Особенности конструкции:
Упразднена хромированная деталь гайки, теперь она выполнена объёмом на наружней детали диска. Дворники на лобовом стекле серебристого цвета, кроме версии автомобиля с номером 3. Шильдик Hongwell / Mercedes Benz 300SL развёрнут наружу, Крепление к основанию на два самореза. В остальном всё осталось без изменений. Всего деталей 44, вес модели 75 грамм.
Исполнение можно разбить еще на три подвида:
Исполнение A
Исполнение -A-, 2002: бордовый (светлый) салон, неокрашенный хромированный руль, белые саморезы. Известные мне модели: №3
Исполнение B
Исполнение -B-, 2003: бордовый (светлый) салон, окрашеный бежевым обод хромированного руля, белые саморезы. Известные мне модели: MB 300SL, №3, №4, №16, №18, №20
Исполнение C
Исполнение -C-, 2004: коричнево-жёлтый (светлый) салон, неокрашенный хромированный руль, белые и чёрные саморезы. Известные мне модели: MB 300SL, №3, №16, №20,
V.3
Третья версия. Точная дата появления мне неизвестна. Версия получила конструктивные изменения.
Особенности конструкции:
Двери в кузове фиксируются деталью остекления, которая теперь одна деталь, на двух заклепках, дворники на лобовом стекле серебристые. На планке соединяющей переднее и заднее стекла, имеется расширение, благодаря которому двери фиксируются в крайних положениях. Двери получили выступ для фиксирования в крайних положениях. Деталь кузова осталась прежней, но добавились два выступа под капотом для прижима детали салона днищу модели. Конструктивно изменилось основание под облицовкой радиатора с внутренней стороны. Деталь салона получила упоры для фиксирования осей колёс, в остальном без изменений. Цвет салона коричнево-жёлтый (светлый). Днище теперь одна деталь с выхлопной системой, также незначительные изменения в районе осей колёс, отныне оси не распаиваются. Тамповка задних фонарей стала меньше по высоте, тамповка заднего шильдика получила планку под цифрами и стала больше похожа на оригинал. Шильдик Hongwell / Mercedes Benz 300SL развёрнут внутрь, изредка встречается развёрнутый наружу на версии с номером 3. Всего деталей 30, вес 79 грамм.
Модели в этом исполнении известные мне: MB 300SL, №4, №16, №18
V.4
Четвёртая версия. Дата появления мне неизвестна.
Особенности конструкции:
Кузов с «глухими» дверями, остекление одной деталью, включая боковые окна.
Известные мне модели: №3, №16, №18
Родстер
В 2003 году появляется версия родстер. Несмотря на схожесть конструкций, практически все было сконструированно заново, хотя и с оглядкой на купе. Родстер за все время произведен в двух версиях конструктивно различающихся условно на одноместный и двухместный, при этом двухместный мог быть без ромбов и номеров. В 2003 году родстер появляется на абложке каталога с бордовым салоном, однако в живую я их не встречал.
Особенности конструкции:
С внутренней стороны кузов имеет заготовки отверстий под все версии исполнения. Облицовка радиатора новая со сквозным отверстием в лучах звезды, фары заимствованы от купе. Салон коричнево-жёлтый (светлый), полностью новый, с отличающимися друг от друга левым и правым креслами. Хромированный рычаг кпп новый, хромированный руль заимствован от купе. Колёса полностью заимствованы от купе. Деталь днища полностью новая, более детализированная.
V.1
Первая версия исполнения.
Особенности конструкции и исполнения:
Отдельная хромированная деталь выхлопной системы. 25/26 деталей.
Исполнение можно разбить на два подвида:
Исполнение -A-
Исполнение -A-: с окрашенным ободом хромированного руля. Известные мне модели: №22.
Исполнение -B-
Дата появления данного исполнения мне не известна, в этом исполнении появляется "гражданская" весрия автомобиля.
Исполнение -B-: с неокрашенным хромированным рулём. Известные мне модели: MB 300SL Roadster, №22.
V.2
Вторая. Точная дата появления неизвеста.
Особенности конструкции:
Все детали кузова остались без изменений, кроме детали днища - на ней появилась выхлопная система вместо отдельной хромированной детали. 24/25 деталей, вес 66 грамм.
Известные мне модели: одноместный родстер №22, двух местный родстер.
На сегодняшний день, не смотря на переиздание некоторых старых моделей, история модели Mercedes-Benz 300 SL W194 закрыта.